Минрегион опубликовал перечень мер о защите прав дольщиков
На сайте Министерства регионального развития появилась сводная информация о существующих и планируемых к принятию законодательных актах о защите прав пострадавших участников долевого строительства в России, предпринимаемых мерах поддержки обманутых дольщиков и количеству пострадавших от действий недобросовестных застройщиков граждан. Ассоциация обманутых дольщиков и инвесторов изучает обнародованные документы…
Цитата с сайта Министерства регионального развития: «Содействие завершению строительства объектов жилищного строительства в Российской Федерации, осуществляемое с привлечением денежных средств граждан, обязательства перед которыми ненадлежащим образом исполняются застройщиками, стоит на особом контроле в Правительстве Российской Федерации.
Председателем Правительства Российской Федерации поставлена задача к 1 июля 2012 года решить проблемы подавляющего большинства «обманутых дольщиков» и полностью урегулировать данный вопрос до конца будущего года. Руководителям субъектов Российской Федерации поручено активно включиться в эту работу».
Обратим внимание, что обманутые дольщики почему-то закавычены, хотя этот термин де-факто уже давно существует, и спорить с тем, что дольщики во многих случаях действительно были обмануты, а не просто стали жертвами обстоятельств или непрофессионализма застройщика, не осмеливаются даже самые твердолобые оппоненты.
Разделы состоят из федерального законодательства (принятых и планируемых актов), регионального законодательства (принятых и планируемых актов), выработанных механизмов решения проблем обманутых дольщиков, проводимой работы в субъектах Российской Федерации с контактными данными ответственных лиц и достигаемых результатов. Разделы «Новости», «Координационный Совет по содействию завершению строительства объектов жилищного строительства, осуществляемого при соинвестировании гражданами» и «Проводимые совещания Минрегионом России по данной проблематике» остаются пока незаполненными.
Федеральное законодательство пока не блещет наполнением. Кроме 214-ФЗ (об участии в долевом строительстве) и 127-ФЗ (о банкротстве), которые, по мнению экспертов, являются противоречащими друг другу в ряде положений, а также 119-ФЗ (о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), депутаты до сих пор ничего не могут предложить пострадавшим гражданам. По-прежнему нет серьезных подвижек в принятии федерального закона, который бы де-юре закреплял термин «обманутые (пострадавшие) дольщики» и определял меры государственной поддержки в отношении этой категории граждан на уровне РФ.
Зато региональное законодательство и механизмы решения проблем обманутых дольщиков отличаются разнообразием и достаточно интересными подходами. Механизмы разделены на несколько типов. Это:
1. Изыскание средств регионального бюджета с целью направления их на завершение строительства проблемных объектов и выделение денежных компенсаций обманутым дольщикам;
2. Поиск соинвесторов для завершения строительства проблемных объектов;
3. Привлечение средств граждан (дольщиков) с целью окончания строительства объекта в случае высокой степени строительной готовности объекта;
4. Увеличение инвестиционной привлекательности проблемного объекта такими механизмами как: а) снижение или полное исключение затрат на подключение к инженерной инфраструктуре; б) оптимизация проектно-сметной документации; в) изменение площади земельного участка выделенного под строительство объекта, с целью увеличения его инвестиционных показателей; г) частичный или полный отказ от доли квартир, которые предполагались к передаче в муниципальную или региональную собственность (в случае если это было предусмотрено в инвестиционном соглашении с застройщиком);
5. Выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в качестве компенсации обманутым дольщикам;
6. Учреждение высшим органом власти субъекта Российской Федерации специализированной некоммерческой организации (фонда) с возложением функций по содействию завершения строительства проблемных объектов;
7. Предоставление во временное пользование (на срок окончания строительства проблемного объекта) жилья из резервного жилого фонда.
Ассоциация обманутых дольщиков и инвесторов в настоящий момент обрабатывает появившуюся информацию и присоединяет ее к ранее уже изученной, для доработки требований к властям и предметных предложений по решению проблем дольщиков. По наиболее эффективным решениям, найденным в других регионах, будет опубликован отдельный материал.
Изучение опыта субъектов федерации и перекрестное опыление пыльцой законодательной мудрости могут стать крайне полезным подспорьем для тех представителей власти, которые готовы решать проблемы дольщиков. Так, при подготовке нового законопроекта о мерах государственной поддержки пострадавших дольщиков, который уже в этом июне должен быть внесен в Законодательное собрание НСО, оказался полезен не только собственный опыт Новосибирской области, но и решения, найденные в Нижегородской и Томской областях.
Раздел «Достигаемые результаты», очевидно, предполагается наполнить планами-графиками решения проблем обманутых дольщиков как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным субъектам. Пока же в этом разделе можно ознакомиться с данными ввода завершенных строительством проблемных домов за I кв. 2011 г. Новосибирская область представлена двумя домами – на Волховской, 33а и Ивлева, 164 (в совокупности – 250 обманутых дольщиков).
В целом, следует отметить полезность сведения всей информации о принимаемых региональными и федеральными властями мерах в единую базу. Имея возможность ознакомиться со всем массивом данных по профильным законодательным актам, организации, защищающие права обманутых дольщиков, смогут эффективнее вырабатывать предложения к властям о поддержке дольщиков, а власти, по идее, – более оперативно принимать необходимые постановления и законы.
Но вот чего явно не хватает, так это – правдивой информации о реальном положении дел. Ведь даже по приблизительным оценкам независимых организаций, отстаивающих права пострадавших участников долевого строительства, обманутых дольщиков больше в разы, по сравнению с официальной информацией. Хотя это уже вопрос, в первую очередь, к поставщикам информации – региональным властям. И одним из достижений Минрегиона могла бы стать именно публикация полномасштабной и достоверной информации о ситуации с пострадавшими дольщиками по всей России.